Новости проекта
Мобильные приложения Schools.by
С новым учебным годом!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 28 человек

Как сформировать у дошкольников осознанное отношение к здоровью

Дата: 3 июня 2021 в 08:44, Обновлено 14 апреля в 16:55

Как сформировать у дошкольников осознанное отношение к здоровью

    Взрослые уверены, что знают все о здоровье и передают правильные ЗОЖ-установки малышам: например, тепло одеваться зимой, не есть много холодного летом. И вообще здоровье — это когда не болеешь. Однако здоровье — это не просто отсутствие физических недугов и их профилактика, но самоценное состояние и душевного, телесного, и социального благополучия, которое требует правильного понимания и поддержания. Как говорить с детьми, чтобы сформировать осознанное отношение к своему здоровью с раннего детства?

Дети и здоровье

    Понимание здоровья у детей формируется по мере взросления и осознания себя. В дошкольном возрасте они узнают, что такое болезнь, на личном опыте или наблюдая симптомы у близких. 

     Малыши могут рассказать, как они болели и почему (как правило они называют внешние факторы): «Был холодный ветер, было скользко, и я упал». Чуть позднее дети начинают связывать причину болезни с собственными действиями, например: «Я не мыла руки, поэтому заболел живот». А их высказывания про то, что нужно делать, чтобы быть здоровым, относятся скорее к профилактике болезни, чем к активному здоровому образу жизни: «Не пить холодного, тепло одеваться, не кричать, когда на улице холодно». 

     Самостоятельно в полной мере осмыслить здоровье дети в раннем возрасте не могут, так как опыт его переживания, в отличие от болезни, не воспринимается по-особенному. Поэтому помочь малышам составить правильное представление о здоровье как отдельном от болезни явлении — это задача взрослых.

Как говорить с детьми о здоровье 

        Чтобы ребенок осознанно относился к здоровью как к значимому ресурсу, обсуждайте эту тему отдельно от болезни. Разговоры о том, что значит быть здоровым, какие существуют внешние и внутренние признаки этого состояния, что делать, чтобы быть здоровым помогут оформить в восприятии малыша на чувственном и событийном уровне представление о здоровье вне его связи с недугами.

   Рассказывая о здоровье, сосредоточьте внимание детей на понятных им вещах, которые можно почувствовать, увидеть, сравнить и попробовать. Например, начинайте обсуждение с того, что значит, если человек здоров, какой он, как выглядит, что делает, чувствует, какое у него настроение. Обсудите, чему требуется научиться, чтобы быть здоровым.

     Обращайте внимание малыша на его самочувствие, настроение, желания, создавайте условия для удовлетворения его базовых потребностей. И помните, что дети берут пример со взрослых, поэтому декларируемые ценности здоровья должны совпадать с реальной практикой жизни. Чтобы привить осознанное отношение к здоровью своим детям, демонстрируйте правильное отношение к здоровью, формируйте полезные привычки и показывайте их значимость. 

     Не стоит использовать запугивания или аргументацию, которую ребенок не может в силу возраста воспринять. Например, бесполезно говорить, что если он не чистит зубы, они выпадут у него к 30 годам, ведь для малыша 30 лет — это глубокая старость.

 

Неправильно

Правильно

 Здоровый — это когда не болеешь, не кашляешь, у тебя не болит горло и живот, ты не ходишь к врачам, тебе не ставят уколы.

 Здоровый — это когда ты бодрый и веселый, можешь играть и гулять на улице, встречаться с друзьями, быть сильным и ловким.

Как рассказать про болезнь

Болезнь для ребенка более осязаема, чем здоровье, так как малыш еще не может в полной мере понять, обобщить и выделить его значимые составляющие. Когда он фиксирует, что такое недуг и учится определять его симптомы, следует помочь ему понять, как его поведение связано с неприятными симптомами, в чем его ответственность за неприятное состояние. 

Недуг правильно обсуждать как отдельную категорию и отдельный временный эпизод жизни ребенка. Во время болезни ребенок приобретает разнообразный опыт отношения с родителями и врачами, переживает неприятные процедуры. Потом малыш превращает эти впечатления в игру, инициативно обсуждает со взрослыми, и в этом его нужно поддержать, чтобы опыт усвоился в полной мере. Основная задача взрослых — помочь пережить и осмыслить заболевание.

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.